Как сделать хороший питч? Ответить просто и понятно на 7 вопросов.
- Что вы делаете?
Кратко опишите суть проекта.
Например, “Socialcam — это мобильное приложение, с помощью которого легко снимать видео и делиться ими с друзьями”. Люди тратят слишком много энергии на то, чтобы придумать впечатляющее начало. Лучше быть проще. Представьте, что перед вами – школьники: как вы объясните им, чем вы занимаетесь?
- Что вы уже сделали?
Инвесторы хотят видеть, как вы продвинулись за конкретный промежуток времени. Неважно, неделя этому проекту или 10 лет.
- Каков объем рынка, на который вы планируете зайти?
Есть два способа узнать объемы рынка: либо вы начинаете бизнес в существующем сегменте и просто изучаете рынок, либо вы создаете абсолютно новый продукт или услугу (например, Slack) и сами оцениваете, сколько покупателей и по какой цене готовы приобрести продукт. Здесь должны быть цифры с обоснованием.
- В чем ваша уникальность?
Что вы знаете и делаете такого, что не знают и не делают другие? Это можно узнать из разговоров с клиентами, анализа конкурентных продуктов и личного опыта.
- На чём вы будете зарабатывать?
Есть два типа стартапов: одни знают, как им заработать деньги, а другие – нет. Если вы второй тип, то вы будете расти на рекламе или повторять за более успешными конкурентами. Первый же тип придумает свою бизнес-модель, учитывая изменчивость рынка и уникальность собственного предложения.
- Кто с вами в команде?
Сколько учредителей? Есть ли технический соучредитель? Как давно вы знакомы? Все ли уделяют проекту 100% рабочего времени? Каково распределение долей? Важно рассказать о прошлом опыте каждого члена команды, о достижениях и особенностях.
К примеру, вы создали компанию по строительству ракет, а раньше были специалистом по ракетам в крупной ракетостроительной компании.
- Какие ресурсы вы ищете и для каких целей?
Не ходите вокруг да около. Нужно финансирование – скажите, есть вопрос – задайте. Будьте точны.
Как только ответите на все эти вопросы, пройдитесь еще раз, избавьтесь от жаргонизмов, аббревиатур, сложных конструкций и двусмысленных терминов.
Презентуйте проект знакомым. Если они начнут задавать уточняющие вопросы – пересмотрите подачу.
Не пытайтесь звучать круто. Инвесторы больше интересуются динамикой, нежели гениальными идеями. А большинство хороших идей не выглядят таковыми с самого начала. Ваша задача – дать понять, что вы разбираетесь в своей отрасли и постоянно в движении.